Централизованные библиотечные системы
Нижнего Новгорода

Номинант Всероссийского конкурса сайтов публичных библиотек, 2008 год Номинант Всероссийского конкурса сайтов публичных библиотек, 2006 год
Информационно-библиографический отдел ЦРБ им. 1 Мая является оператором 1-й Виртуальной справки
 
banner_2_88x33.jpg


Электронный каталог
Количество объектов:

Поисковые запросы: последние, случайные.

Полезные ресурсы

Кто на сайте?
Для детей и их родителей
deti.jpg

Год Российской истории

Год Российской истории

Я патриот России…

Социальный проект ЮНЕСКО

igra.jpg
Mainlink Код
Байки и были в рассказах сдаточных команд Сормовских субмарин
Печать
Байки и были в рассказах сдаточных команд Сормовских субмарин

Новый спасательный подводный аппарат проекта 1837 кардинально отличался от УПС. Изменились не только архитектура аппарата, но и энергетическая установка, гребной привод, движительный комплекс, система управления движением, навигационное и радиотехническое вооружение, система визуального наблюдения за подводной обстановкой, другие системы и устройства. А вместо алюминиево-магниевого сплава АМГ-61. Корпус сделали из стали повышенной прочности (АК-25). К четырем винтам (два маршевых и два вертикальных) добавили еще два. Этот аппарат был заложен на стапеле завода «Красное Сормово» 22 октября 1969 года. Но только 31 декабря 1970 года, для практической проверки и отработки, опытный СПС был принят. В совместную с промышленностью опытную эксплуатацию.

plav.gifВот что о заключительном этапе сдачи СПС рассказывает капитан 1-г ранга в отставке А.И. Никитинский: «Особенно мне запомнилось глубоководное погружение, которое проводилось на полигоне в районе мыса Ай-Тодор. Экипаж состоял из пяти человек: командир старший лейтенант Василий Маврин, председатель комиссии – капитана 1-го ранга Николай Мышкин, главный конструктор Сергей Молотов, я и трюмный специалист из сдаточной команды. Мы всплыли с чувством нескрываемой радости и гордости за свое техническое детище. Мы были первыми из советских подводников, кто погружался на такую глубину. За это погружение офицеры, входящие в экипаж, были награждены Главнокомандующим ВМФ ценными подарками».

Все испытания, по программе прошли успешно. Они показали, что аппарат обладает хорошими мореходными качествами. Плавает любым курсом к волне и к ветру при волнении моря 4 балла, производит посадку на комингс – площадку подводной лодки, наклоненную до 45º, с точностью =10 см. И может спасти за один рейс в режиме лифта 16 подводников.

В дальнейшем СПС получил проектный номер 1837. Он стал первой в отечественном подводном кораблестроении сверхмалой подводной лодкой, предназначенной для аварийно-спасательной службы (АСС) ВМФ, которая способна выполнить «сухим» способом спасение экипажа терпящей бедствие подводной лодки на глубинах до 500 метров.

Головной СПС прибыл на Черноморский флот в 1971 году. В том же году появился в США и первый DSRV (спасательный аппарат).

sps.gif Параллельно с СПС разрабатывался проект автономного рабочего снаряда пр. 1839 (АРС), предназначенный для выполнения работ совместно с СПС по спасению личного состава терпящей бедствие подлодки и ее подъема. АРС мог осуществлять поиск терпящей бедствие подлодки и ряд других спасательных операций.

В феврале 1969 года технический проект АРС, который в дальнейшем получил номер 1839, был утвержден.

Всего за 14 лет заводом «Красное Сормово» построено 11 единиц аппаратов проектов 1839 и 18392. Головной АРС был сдан ВМФ в 1971 году. Главный наблюдающий А.И. Никитинский, который был идеологом программы опытной эксплуатации АРСа, отмечал: «Подобного рабочего аппарата не было ни в конце 60-х годов, ни в 70-х, ни в 80-е годы. Нет его в мировой практике и сейчас». В акте испытаний второго этапа опытной эксплуатации АРС-1 проекта 1839, утвержденном командующим Черноморским флотом адмиралом Виктором Сысоевым, в частности, записано: «АРС проекта 1839. является новым эффективным средством для выполнения широкого круга подводных работ на глубинах до 500 метров».

После первого поколения подводных аппаратов (пр. 1837, пр.1839), последовало второе (пр.1837к и 18392) и третье (пр. 1855, пр. 18270). Если второе поколение подводных аппаратов отличалось от первого крупными конструктивными элементами (компоновкой и составом оборудования), то третье поколение отличалось не только по архитектуре, компоновке, составу оборудования, но и существенными изменениями тактических элементов. Глубина погружения увеличилась до 780 и 1000 метров. Аппарат «Бестер», кроме того, мог транспортироваться самолетом АН-124.